#2(25), февраль 2008 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#2(25), февраль 2008 года

Как сохранить идентичность

Жан-Поль ФИТУССИ, Project Syndicate

Как-то раз я забирал из гостиницы лауреата Нобелевской премии экономиста Амартья Сену. Портье спросил меня, не являюсь ли я его водителем. В ответ после небольшого раздумья я утвердительно кивнул головой. Наиболее очевидная мысль, которая пришла в голову портье, заключалась в том, что я водитель Амартьи Сены.
Это чувство множественной идентичности есть нечто такое, о чем сам Сена писал в книге «Идентичность и насилие». «Один и тот же человек может быть британским подданным, малайзийцем по происхождению, обладать чертами, присущими китайской расе. Он может быть брокером и невегетарианцем, астматиком и лингвистом, культуристом и поэтом, противником абортов и орнитологом, астрологом и человеком, который верит в то, что Бог придумал Дарвина для испытания легковерных людей», – отмечал Сена.
Даже минимальный самоанализ показывает: нам трудно ответить на вопрос «Кто я?» по той простой причине, что нам сложно провести разграничение между многими нашими идентичностями и понять их архитектуру. Кто я есть на самом деле и почему я должен соглашаться с теми людьми, которые «низводят» меня и богатство моей идентичности только к одной из ее размерностей?
Редукционизм или философия сведения, например, высшего к низшему, мультикультурализм лежат в основе современных доминирующих концепций. В соответствии с ними одна из наших идентичностей должна превалировать над другими, выступая в качестве единственного критерия для организации общества в группы, имеющие четкие отличия.
Сегодня мы нередко говорим, что у людей есть только два пути, чтобы интегрироваться в общество: «британская» модель культурного плюрализма и «французская» модель на основе признания ценностей Республики, прежде всего, концепции равенства.

Даже минимальный самоанализ показывает: нам трудно ответить
на вопрос «Кто я?»
по той простой причине, что нам сложно провести разграничение между многими нашими идентичностями
и понять их архитектуру

В соответствии с общепринятой точкой зрения, в основе британской общественной модели лежит сосуществование различных общин, при котором каждая община продолжает соблюдать свои традиции и обычаи, проявляя при этом уважение к законам страны, что является не чем иным как неформальной федерацией сообществ. Однако эта общепринятая точка зрения глубоко ошибочна, поскольку британское законодательство предоставляет иммигрантам из всех стран Содружества нечто совершенно необычное: право голоса на выборах в Великобритании.
Граждане знают, что демократия не ограничивается всеобщим избирательным правом, для настоящей демократии требуется также общественная сфера, которая в равной степени открыта для всех. Таким образом, в Соединенном Королевстве большая группа эмигрантов имеет право, как и коренные британцы, участвовать в публичных дебатах по всем вопросам, представляющим общий интерес. Поскольку таким способом обеспечивается фундаментальное равенство, то именно «британская» система лучше, чем другие дает возможность более полно выразить идентичности, которые имеют отчетливые различия.
В современной Великобритании правительство, по-видимому, начало забывать основополагающие принципы «британской» модели. Оно пытается удовлетворить желание конкретных общин в публичном признании, официально поддерживая такие явления, как школы с учащимися одного вероисповедания, которые финансируются из госбюджета. По мнению Сена, это вызывает сожаление, так как приводит к тому, что люди, которым присуща своя идентичность, например, религиозного или культурного характера, трактуют ее как наивысший приоритет над всеми другими, вместо того, чтобы дети расширяли свои интеллектуальные горизонты. Открывая дорогу для подобного сепаратизма, британцы говорят: «Это ваша идентичность, и вы вольны довольствоваться только ею». Такой подход означает коммунитарианизм (попытка синтезировать индивидуализм и коллективизм), но не мультикультурализм.

Граждане знают,
что демократия
не ограничивается всеобщим избирательным правом,
в Соединенном Королевстве большая группа эмигрантов имеет право, как
и коренные британцы, участвовать
в публичных дебатах по всем вопросам, представляющим общий интерес. Поскольку таким способом обеспечивается фундаментальное равенство, то именно британская система лучше, чем другие дает возможность более полно выразить идентичности, которые имеют отчетливые различия

В последние годы «французская» модель также была неправильно интерпретирована вследствие путаницы относительно ее основы – реального права принимать участие в жизни общества. Это означает истинное равенство с точки зрения доступа к общественным услугам – системе социального обеспечения, школам, университетам, рабочим местам. Республиканская система правления предоставляет каждому отдельному лицу, независимо от других отличительных особенностей, равные права на достижение всеобщего равенства. Эта система не отрицает различий и дает право каждому человеку выразить себя в пределах частной сферы.
«Соблазн принятия коммунитарианизма, о котором французы спорили в течение десяти лет, происходит из желания превратить неудавшуюся попытку достижения истинного равенства в нечто положительное. Предлагается интеграция «по умолчанию» в пределах дифференцированного пространства различных общин – некая разновидность лишения свободы с помощью цивилизации», – пишет Сена.
Однако невозможно скрыть неудачу, сделав вид, что все обстоит великолепно. До тех пор, пока городские районы испытывают социальные и экономические лишения, коммунитарианизм будет служить лишь ширмой для прикрытия нарушений принципа равенства. При этом социальные группы оценивают с точки зрения их «этических» или «расовых» различий.
Поскольку социальными условиями «французской» модели пренебрегали, то сейчас она по существу утратила свой основополагающий принцип: равенство. Чтобы переломить эту негативную тенденцию, обе модели должны отказаться от своих основных принципов. Французам следует признать, что равенство перед законом – это главный, но «слабый» принцип. Его нужно дополнить более строгим видением того, как достичь равенства.
Истинное равенство в общественной сфере, которое имеют различия в зависимости от ценностей и истории каждой страны, предполагает минимальный уровень принятия истории и ценностей любого государства. То, что в этом случае принимается, следует рассматривать как национальную идентичность, однако она должна быть открытой, говорит Сена. Это идентичность, которую мы разделяем посредством совместного проживания и обеспечиваем тем, что у нас всех есть общего, независимо от различий между нашими разными идентичностями.
Великий британский писатель Джозеф Конрад, родители которого были поляками, проживавшими в Украине, утверждал, что слова – это самые большие враги реальности. Призыв к «национальной идентичности» нельзя превращать в коллективную дымовую завесу, за которой «включение» в общество становится бесплотной мечтой, сосуществующей с возрождающимся ныне коммунитарианизмом.

Жан-Поль Фитусси – профессор экономики при центре экономических исследований Sciences-po
и президент Французского института экономической конъюнктуры (OFCE)
в Париже.

 


К содержанию



Восемь способов создания слаженных команд

Убийцы новаторства: как финансовые механизмы уничтожают ваши возможности создавать что-то новое

Самотренинг

Googling во время ланча,или Как наладить производство самосбывающихся прогнозов

Вальс на пиратском корабле

Худший кризис за последние 60 лет

Три лекарства от трех типов кризиса

Великая умеренность

Откуда пришла большая волна

Экономическая неопределенность Давоса

В Давосе США выступают в роли раненого гиганта

Рынки и доллар

Слон в темной комнате

США могут потерять ведущие позиции в финансовой сфере

В последние годы США проигрывают в битве идей

Уступите дорогу тихой сверхдержаве

Торги за бренды

Претенденты

Нелиберальный капитализм: у России и Китая собственный курс

Мрачный триумф Китая

Вторжение фондов суверенного богатства

Лидеры для новой эры

«Властелин рыночных обвалов» живет в Беверли-Хиллз

Любовь в холодном климате

Рай для работников?

Экономика Бритни

Корпоративные истории

Богатство и культура наций

Как сохранить идентичность

Українська дипломатія. Нариси історії

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления