#2(25), февраль 2008 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#2(25), февраль 2008 года

Корпоративные истории

Почему пресса не видит бизнес и наоборот

Максим КУХАР, «Мысль»

Нельзя сказать, что проблема возникла вчера, но сегодня она точно уже надоела многим. Речь идет о том, что как-то не складывается результативное взаимодействие между СМИ и корпоративным сектором экономики. Кто что не делает – в итоге все равно получается торг или дезинформация.
Общая проблема состоит в том, что газеты и журналы на столе и выпуск новостей и аналитическая программа вечером, перестали быть частью обязательного ритуала при принятии решений. Взамен этого, во многих компаниях вырос целый аппарат по сортировке, фильтрации, отсечению и толкованию дезинформационного потока.
Вместе с тем, многим очевидно, что от существующего разрыва отношений страдают обе стороны. Одни люди недополучают важную информацию, другие — денег за ее выискивание и передачу.
Особенностью ситуации является также и то, что лет 7 – 10 назад СМИ доверяли намного больше, и извлекали из этого доверия намного больше пользы, хотя носители очень сильно жаловались на отсутствие денег. Сегодня рекламных средств на информационном рынке более чем в избытке, но мало кто возьмется говорить о росте качества информационных и аналитических материалов и увеличения доверия к сказанному, и росте пользы от услышанного.
Таким образом, есть все основания поговорить о том, почему получилось то, что есть. И предполагать варианты, как может выглядеть будущее.
Разные виды
предательства
Существуют два вида предательства, которые являются мощными опорами именно сегодняшнего положения вещей. Первый из них генерируется деятельностью корпоративных специалистов по связям со СМИ. Перед этими людьми постоянно стоит задача рассказывать о событиях в компании как можно более широко. И они очень старательно ее выполняют, используя практически все возможные средства.
Имеется ввиду и создание надуманных новостей, подкуп газет, взятки отдельным журналистам, их шантаж угрозой непредставления информации и другие способы.
В результате журналист, хоть как-то касающийся в своих материалах корпоративных новостей и событий рано или поздно оказывается перед редактором, где ему задают вопрос: «Сколько тебе заплатили за то, что ты написал эту новость и упомянул эту компанию?»
Естественно, причиной вопроса стало то, что ответственный сотрудник какой-то компании сначала распространял новость как мог – рассылал пресс-релизы, звонил знакомым. Но не добившись желаемого количества выходов, начал делать это за деньги. Чем создал блестящее обвинение в коррупции всем журналистам, которые написали о его компании бесплатно.
Ну и как, наверное, уже догадался читатель, нескольких недоказанных, но ярких совпадений вполне достаточно, чтобы журналист лишился работы или как минимум карьерных перспектив и доверия руководства. Коллеги по работе это видят, чувствуют и понимают. Ошибка одного становится примером и наукой для многих.
Именно по этой причине информационный поток страны переполнен новостями о руководителях страны, министерствах, чиновниках всех уровней – писать и рассказывать о них безопасно, даже если и не интересно. В то же время освещать и анализировать поток корпоративных новостей рисковано.
Как следствие — главной экономической новостью страны в какой-то день становится совершенно бестолковая и пустая поездка министра на свиноферму, а не запуск новой производственной линии в Харькове, который категорически меняет соотношение сил на одном из важных товарных рынков страны – новостные журналисты это событие не замечают, аналитики не анализируют. Заметка в малотиражном отраслевом журнале – это тот максимум, на который может рассчитывать событие, достойное внимания и мыслей многих людей.

Таким образом, создание интересной, широкой фактологической базы данных за счет упоминаний о себе
в СМИ, даст возможность компании попасть
в сотни аналитических статей, в книги, рефераты и публикуемые научные работы

Но пора перейти к большому предательству номер два. Его совершили и продолжают совершать менеджеры большинства отечественных СМИ. Приход денег и инвестиций в свой сектор они отметили как угодно, но только не инвестициями в качество продукта.
Управленческая верхушка некогда захудалых газет и телеканалов начала напоминать политбюро советских времен – внушительные зарплаты, комиссионные от коммерческих и лоббистских сделок, служебные машины, кабинеты. Внизу, на фронте работы с информацией – люмпенизированные журналисты с явными признаками авитаминоза на лице.
И даже не важно, почему так случилось. Важно – что ситуация не имеет никаких тенденций к изменению. Сегодня трудно найти компанию, не имеющую более-менее понятных планов и программ по обучению и повышению квалификации своих сотрудников. Причем обучаются и менеджеры, и специалисты, и простые рабочие.
В сфере СМИ не ищите аналогий. Там никто никого не учит, потому что считается, что знание журналистам и их руководителям дано отродясь. А то, что может рассказать начальник отдела начинающему публицисту – вполне достаточно. Ну, в крайнем случае, если вам очень повезет, то вы сможете услышать о каком-то грантовском тренинге на тему свободы прессы.
Описанный идейный застой рождает и еще один трагический перекос. Состоит он в том, что освоивший тему журналист рано или поздно вынужден перестать писать и уйти в редактора или начать брать взятки. Потому что это только два пути для того, чтобы удвоить или утроить сумму зарплаты, которую получает средний автор.
Остановившийся в развитии менеджерский корпус СМИ просто не понимает, почему это отлично работающему журналисту нужно платить в три раза больше, если есть возможность сменить его на «в принципе справляющегося» новичка согласного на стандартную ставку.
Дело доходит даже до экзотики, который вы никогда не встретите в не медийном секторе. Некоторые редактора вам на полном серьезе будут хвастаться, что их издание, канал или агентство, являются «школой мастерства» через которую прошла половина известных профессионалов сектора.
 – А вы знаете того, он сейчас вот эту известную программу ведет – это мы его воспитали.
 – А вы знаете вот этого, да, да, который теперь ого-го где – тоже наша школа!
Милейшие люди эти редактора – они часто гордятся утечкой лучших кадров, в то время как менеджеры других компаний откровенно страдают, если упускают перспективных людей, скрывают этот факт, и делают все возможное, чтобы не совершать подобных ошибок в будущем.
Есть и еще одно отличие между адекватными компаниями и СМИ. Состоит оно в том, что хороший бренд в пищевой промышленности – вскоре захватывает заметную часть рынка, а хороший медийный проект – никогда.
Успешная компания всегда начинает красивую экспансию в смежные ниши. Потому что если все получается – то почему не зарабатывать денег? Медийные проекты тоже иногда выступают за рамки узкого сегмента – запустив попутно газету, журнал, приложение, радиостанцию, передачу. Попытки есть, но совершенно единичны случаи, когда результат дотягивается до ожиданий.
Вывод прост – максимум чего можно ждать от менеджеров СМИ в сегодняшнем их состоянии, это сносного существования подотчетных проектов, оставив надежды на быстрый рост или экспансию.
К этой печальной картине можно добавить еще разве что тот факт, что собственники СМИ предпочитают вкладывать обреченные на забвение миллионы, не пытаясь вести адекватный мониторинг ситуации. В итоге – многие менеджеры, показавшие действительно яркие результаты в отрасли и оставшиеся в силу сторонних причин без работы, оказываются не востребованы, хотя их успехи и потенциал очевидны. За последние пять лет – это десятки фамилий людей. Эти безработные, удивленно посмотрев на рынок с редкой формой амнезии от месяца до шести, успешно нашли себя в других секторах экономики.
Вышесказанное в общем-то и отвечает на вопрос, почему в газетах и Интернете нечего читать, а по телевизору нечего смотреть.
Что делать
О проблемах конечно можно рассказывать до бесконечности, но важно понять, что пути выхода тоже есть. Это традиционные в развитых странах методы работы, очень редкие у нас.
Например, создание корпоративной истории и кейсов, рассказывающих о тех или иных событиях в компании. Причем не в количестве десяти или ста штук, а в объеме тысяч историй, которые бы касались всех без исключения сфер человеческой жизни.
Похожим делом в развитых странах заняты многие университеты, которые сотрудничая с бизнесом по разным проектам создают у себя, естественно с разрешения, огромные базы данных примеров и фактов касающихся их сферы интересов. А потом продают данные всем, кому это нужно. И если вы читаете книгу модного автора о стратегии при выводе нового продукта на рынок, и видите блистательный пример из работы GM, то это еще не значит, что он был хоть в офисе компании. Просто он выбрал из десятков тысяч фактов те, которые наилучшим образом подпирают его теорию.
Таким образом, создание интересной, широкой фактологической базы данных за счет упоминаний о себе в СМИ, даст возможность компании попасть в сотни аналитических статей, в книги, рефераты и публикуемые научные работы.
Что касается новостных материалов о бизнесе – то здесь помощи ждать неоткуда. Управленческое сообщество менеджеров СМИ готово агрессивно отражать попытки любых изменений. Здесь ключевую роль играет психологический комплекс «председателя колхоза», который понимает, что все как-то не по-человечески – кругом коррупция, непрофессионализм, загубленные таланты, неуважение читателей, зрителей и рекламодателей. Но если начать менять все к лучшему – не уплывут ли из рук потоки?
А потому, отправляясь на пресс-конференцию, чтобы рассказать о планах и проблемах своей компании потренируйтесь сначала на первоклассниках. Не усложняйте. И не лелейте напрасные надежды.

 


К содержанию



Восемь способов создания слаженных команд

Убийцы новаторства: как финансовые механизмы уничтожают ваши возможности создавать что-то новое

Самотренинг

Googling во время ланча,или Как наладить производство самосбывающихся прогнозов

Вальс на пиратском корабле

Худший кризис за последние 60 лет

Три лекарства от трех типов кризиса

Великая умеренность

Откуда пришла большая волна

Экономическая неопределенность Давоса

В Давосе США выступают в роли раненого гиганта

Рынки и доллар

Слон в темной комнате

США могут потерять ведущие позиции в финансовой сфере

В последние годы США проигрывают в битве идей

Уступите дорогу тихой сверхдержаве

Торги за бренды

Претенденты

Нелиберальный капитализм: у России и Китая собственный курс

Мрачный триумф Китая

Вторжение фондов суверенного богатства

Лидеры для новой эры

«Властелин рыночных обвалов» живет в Беверли-Хиллз

Любовь в холодном климате

Рай для работников?

Экономика Бритни

Корпоративные истории

Богатство и культура наций

Как сохранить идентичность

Українська дипломатія. Нариси історії

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления