#3(39), ноябрь 2009 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#3(39), ноябрь 2009 года

Най­ти по­ли­ти­чес­кий вы­ход

Су­щес­т­ву­ет мне­ние, что мас­ш­таб­ное мо­не­тар­ное сти­му­ли­ро­ва­ние и под­дер­ж­ка фи­нан­со­вой сис­те­мы, пред­при­ня­тые пра­ви­тель­ст­ва­ми все­го ми­ра в 2008–2009 го­дах, пред­от­вра­ти­ли вто­рую Ве­ли­кую де­прес­сию

Ну­ри­эль РУБИНИ, Project Syndicate

Вы­со­ко­пос­тав­лен­ные чи­нов­ни­ки смог­ли из­бе­жать этого, по­то­му что они из­влек­ли уро­ки из оши­бок, до­пу­щен­ных в 1930-х го­дах, и ког­да Япо­ния бы­ла близ­ка к Де­прес­сии в 1990-х го­дах.
В ре­зуль­та­те по­ли­ти­чес­кие де­ба­ты пе­ре­шли к рас­суж­де­ни­ям, ка­ким бу­дет вы­ход из кри­зи­са: в фор­ме V – быс­т­ро­го воз­вра­та к по­тен­ци­аль­но­му рос­ту, в фор­ме U – мед­лен­но­го и ане­мич­но­го рос­та или в фор­ме W – двой­но­го па­де­ния. Во вре­мя гло­баль­но­го эко­но­ми­чес­ко­го сво­бод­но­го па­де­ния осе­нью 2008 го­да – вес­ной 2009 го­да Арма­гед­дон в фор­ме L был твер­дым сме­ше­ни­ем ве­ро­ят­ных сце­на­ри­ев.
Кри­ти­чес­кая по­ли­ти­чес­кая проб­ле­ма за­клю­ча­ет­ся в том, как рас­счи­тать вре­мя и по­сле­до­ва­тель­ность дей­ст­вий для вы­хо­да из это­го мас­ш­таб­но­го мо­не­тар­но­го и фи­нан­со­во­го сти­му­ли­ро­ва­ния. Не­со­мнен­но, те­ку­щая фи­нан­со­вая ли­ния по­ве­де­ния боль­шин­ст­ва раз­ви­тых эко­но­ми­чес­ких сис­тем – за­ви­си­мость от круп­ных бюд­жет­ных де­фи­ци­тов и быс­т­ро­го на­коп­ле­ния гос­дол­га – не­жиз­нес­по­соб­на.
Круп­ные фи­нан­со­вые де­фи­ци­ты бы­ли час­тич­но пу­ще­ны в об­ра­ще­ние цен­т­раль­ны­ми бан­ка­ми, ко­то­рые во мно­гих стра­нах со­кра­ти­ли свои про­цен­т­ные став­ки до 0% и рез­ко уве­ли­чи­ли де­неж­ную мас­су с по­мо­щью не­тра­ди­ци­он­но­го ва­лют­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния и смяг­че­ния усло­вий кре­ди­то­ва­ния.
Если си­ту­а­ция не из­ме­нит­ся, эта ком­би­на­ция сво­бод­ной фи­нан­со­вой и ва­лют­ной по­ли­ти­ки в ка­кой-то мо­мент при­ве­дет к оче­ред­но­му кри­зи­су и без­удер­ж­ной ин­фля­ции, а так­же к фор­ми­ро­ва­нию дру­го­го опас­но­го пу­зы­ря на рын­ке ак­ти­вов и кре­ди­тов. Та­ким об­ра­зом, пе­ред вы­со­ко­пос­тав­лен­ны­ми чи­нов­ни­ка­ми сто­ит но­вая проб­ле­ма. Они дол­ж­ны ре­шить, ког­да вы­тя­ги­вать из эко­но­ми­ки из­бы­точ­ную лик­вид­ность и стабилизировать нор­мы эко­но­ми­чес­кой по­ли­ти­ки, а так­же ког­да и в ка­кой ком­би­на­ции по­вы­шать на­ло­ги и со­кра­щать пра­ви­тель­ст­вен­ные рас­хо­ды.
Са­мый боль­шой по­ли­ти­чес­кий риск за­клю­ча­ет­ся в том, что стра­те­гия вы­хо­да из мо­не­тар­но­го и фи­нан­со­во­го сти­му­ли­ро­ва­ния ока­жет­ся не­пра­виль­ной. Чи­нов­ни­ков бу­дут ру­гать за то, что они де­ла­ют, и за то, что они не де­ла­ют. Если они на­ко­пи­ли круп­ные фи­нан­со­вые де­фи­ци­ты в де­неж­ном вы­ра­же­нии, им при­дет­ся по­вы­сить на­ло­ги, со­кра­тить рас­хо­ды и быс­т­ро вы­тя­нуть из­бы­точ­ную лик­вид­ность.
Проб­ле­ма в том, что боль­шин­ст­во эко­но­ми­чес­ких сис­тем сей­час толь­ко дос­ти­га­ет ниж­не­го пре­де­ла пе­ред фа­зой ожив­ле­ния. Пол­ный раз­во­рот фи­нан­со­во­го и де­неж­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния слиш­ком быс­т­ро – до уве­ли­че­ния спро­са со сто­ро­ны час­т­но­го сек­то­ра – мо­жет «стол­к­нуть» эко­но­ми­ку на­зад в де­фля­цию и спад. Япо­ния до­пус­ти­ла эту ошиб­ку в 1998–2000 го­дах, США – в 1937–1939 го­дах.
Если же пра­ви­тель­ст­ва со­хра­нят круп­ные бюд­жет­ные де­фи­ци­ты и про­дол­жат пус­кать их в об­ра­ще­ние, то в ка­кой-то мо­мент, по­сле смяг­че­ния те­ку­щих де­фля­ци­он­ных сил, вос­ста­нут рын­ки об­ли­га­ций. Тог­да ин­фля­ци­он­ные ожи­да­ния вы­рас­тут, до­ход­ность дол­го­сроч­ных пра­ви­тель­ст­вен­ных об­ли­га­ций по­вы­сит­ся, став­ки кре­ди­тов по ипо­те­ке уве­ли­чат­ся и все мо­жет за­кон­чить­ся стаг­ф­ля­ци­ей.
Так как же нам рас­счи­тать квад­ра­ту­ру по­ли­ти­чес­ко­го кру­га?
Во-пер­вых, раз­ные стра­ны об­ла­да­ют раз­ной спо­соб­нос­тью под­дер­жи­вать гос­долг в за­ви­си­мос­ти от их на­чаль­но­го уров­ня де­фи­ци­та, пла­теж­ной дис­цип­ли­ны и ав­то­ри­тет­нос­ти по­ли­ти­ки. Не­боль­шие эко­но­ми­ки с круп­ным де­фи­ци­том, рас­ту­щим гос­дол­гом и бан­ка­ми, ко­то­рые слиш­ком ве­ли­ки, что­бы обан­к­ро­тить­ся, и слиш­ком круп­ные, что­бы спас­ти их от кра­ха, воз­мож­но, нуж­да­ют­ся в фи­нан­со­вом ре­гу­ли­ро­ва­нии рань­ше, что­бы из­бе­жать тор­гов, вы­зван­ных бан­к­рот­ст­вом, сни­же­ния рей­тин­га и рис­ка кри­зи­са го­су­дар­ст­вен­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния.
Во-вто­рых, ес­ли чи­нов­ни­ки в бли­жай­шее вре­мя свя­жут се­бя обя­за­тель­ст­ва­ми по­вы­сить на­ло­ги и со­кра­тить го­су­дар­ст­вен­ные рас­хо­ды, осо­бен­но в 2011 го­ду и поз­же, ког­да вос­ста­нов­ле­ние эко­но­ми­ки бу­дет бо­лее энер­гич­ным, то по­вы­ше­ние ры­ноч­но­го до­ве­рия по­зво­лит про­во­дить бо­лее сво­бод­ную на­ло­го­вую по­ли­ти­ку для под­дер­ж­ки вос­ста­нов­ле­ния в крат­ко­сроч­ной пер­с­пек­ти­ве.
В-тре­тьих, влас­ти дол­ж­ны уста­но­вить кри­те­рии, ко­то­рые они бу­дут ис­поль­зо­вать во вре­мя при­ня­тия ре­ше­ния о пре­кра­ще­нии ва­лют­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния. Да­же ес­ли оно за­кон­чит­ся поз­же, чем бы­ло за­пла­ни­ро­ва­но, рын­ки и ин­вес­то­ры дол­ж­ны за­ра­нее знать па­ра­мет­ры и ско­рость стра­те­гии вы­хо­да. Так­же важ­но из­бе­жать фор­ми­ро­ва­ния дру­го­го пу­зы­ря на рын­ке ак­ти­вов и кре­ди­то­ва­ния с по­мо­щью вклю­че­ния це­ны ак­ти­вов, на­при­мер жи­лья, при опре­де­ле­нии ва­лют­ной по­ли­ти­ки.
Пра­виль­ное по­ни­ма­ние стра­те­гии вы­хо­да яв­ля­ет­ся ре­ша­ю­щим: се­рье­з­ные по­ли­ти­чес­кие ошиб­ки зна­чи­тель­но уве­ли­чат угро­зу двой­но­го эко­но­ми­чес­ко­го спа­да. Кро­ме то­го, риск со­вер­шить та­кой про­мах до­воль­но вы­сок, по­то­му что по­ли­ти­чес­кая эко­но­ми­ка та­ких стран, как США, спо­соб­на за­ста­вить чи­нов­ни­ков от­ло­жить жес­т­кий вы­бор в от­но­ше­нии не­жиз­нес­по­соб­ных фи­нан­со­вых де­фи­ци­тов.
В час­т­нос­ти, пра­ви­тель­ст­ва мо­гут по­пы­тать­ся ис­поль­зо­вать ин­фля­цию для со­кра­ще­ния ре­аль­ной сто­и­мос­ти го­су­дар­ст­вен­но­го и час­т­но­го дол­га. В стра­нах, где об­ра­ще­ние к за­ко­но­да­тель­ным ор­га­нам с прось­бой по­вы­сить на­ло­ги и со­кра­тить рас­хо­ды яв­ля­ет­ся в по­ли­ти­чес­ком от­но­ше­нии труд­ным, мо­не­ти­за­ция де­фи­ци­та и ко­неч­ная ин­фля­ция мо­гут стать пу­тем наи­мень­ше­го со­про­тив­ле­ния. 

 

Нуриэль Рубини – глава компании RGE Monitor, профессор Нью-йоркского университета.

 


 


К содержанию



Пер­вая ле­ди

По­че­му про­счи­та­лись эко­но­мис­ты?

Не­до­стат­ки ка­пи­та­лиз­ма

Про­рок ме­ся­ца

По­че­му бы­ло бес­по­лез­но спа­сать банк Lehman

Пе­ре­ос­мыс­ле­ние эко­но­ми­ки

Не­га­тив­ные по­след­ст­вия го­су­дар­ст­вен­но­го дол­га

Смерть дол­ла­ра

Най­ти по­ли­ти­чес­кий вы­ход

На­ступ­ле­ние ве­ка фи­нан­со­вой ав­то­ма­ти­за­ции

Смерть от пе­ре­груз­ки ин­фор­ма­ци­ей

По­че­му усто­я­ла сто­и­мость тор­го­вых ма­рок

Не­хват­ка де­нег и ки­тай­ский вы­зов

Дол­ла­ро­вая проб­ле­ма Ки­тая

Кос­ми­чес­кое со­труд­ни­чес­т­во США и Ки­тая: иг­ра не сто­ит свеч

Ды­ры в бюд­же­те за­ста­вят НАСА при­вле­кать под­ряд­чи­ков со сто­ро­ны

От фи­нан­со­во­го кри­зи­са к дол­го­во­му?

На­род, вы­сту­па­ю­щий про­тив ис­то­рии

Ког­да в иг­ре – го­су­дар­ст­ва

Впе­ред, к луч­ше­му ме­ри­лу бла­го­сос­то­я­ния

Мя­теж «ме­ри­то­кра­тов»

Здесь по­ли­ти­ке не мес­то

«По­ста­ме­ри­кан­ский мир бу­ду­ще­го»

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления