#3, апрель 2006 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#3, апрель 2006 года

Какой бывает кризис

Единого определения самого страшного термина пока не существует

Борис ЭРНСКИЙ, консультант

Дискуссии о том, что считать кризисом, много лет не стихают в управленческих и научных кругах. Однако, ответ на этот вопрос таки нужно найти — иначе, как понять, когда начинать реформы.
Одна часть экспертов утверждает, что кризис — это когда какое-то из подразделений недостаточно быстро развивается. Другие утверждают, что три года к ряду удвоения объемов продаж — это тоже может быть кризис. Просто через три года конкуренты съедят более крупную фирму.
Еще одна часть специалистов утверждает, что кризис — это то, с чем постоянно нужно бороться. Потому что это не что иное, как пробел или недоработка по одному или нескольким критериям сбалансированной системы показателей.
Вместе с тем, достаточно интересным кажется определение и анализ кризиса структуры с точки зрения теории и модели «идеальной фирмы». Говоря проще, сторонники этого подхода исходят из того, что хорошо отрегулированный механизм быстро займет все свободное пространство, не потратив много времени на борьбу с конкурентами. Если этого не произошло, то есть пробелы и искажения в управлении и структуре фирмы.
Сторонники перечисленных взглядов продолжают находить новые аргументы для доказательства своей правоты. Однако, это совсем не мешает специалистам строить вполне действенные прикладные рекомендации на основании каждого из подходов.
Например, интересным является взгляд на развитие компании, сформулированный на основе теории «идеальной фирмы». Ведь получается, что такая организация, только появившись, должна в считанные годы положить на лопатки соперников, несмотря на их достигнутые позиции, опыт и мощь.
Это, конечно же, сверхзадача, но именно это и позволяет ученым как следует «выжимать» теорию и практику и делать следующий шаг в области технологий.
Так из высокой задачи вырастает и подход к формированию фирмы. Средними менеджерами в ней, получается, должны быть те люди, которые завтра могут возглавить региональные подразделения. Точно так и технологии, отрабатываемые в структуре, должны иметь потенциал роста и применимость к глобальному рынку. Фактически — к монопольному распоряжению средой деятельности.
Важно как можно раньше начать привлекать людей с потенциалом роста, чтобы они освоились в компании, выучили на базе мелкой фирмы внутренние процедуры и технологии, используемые очень крупным производителем.
Ведь есть ресурсы, которые могут обеспечить победу — технологии, материалы и люди. Два первых может купить кто угодно, последний тяжело купить, еще сложнее сохранить в рабочем состоянии, но именно он обеспечивает победу. Поэтому для экстренного покорения рынка нужен коллектив звезд с большим потенциалом роста, а не набор людей, ранее занимавших приблизительно те же должности.

 

 

 

 

 

 

Заранее предопределенное лидерство в отрасли предусматривает совсем другой подход к формированию «портфеля технологий», которые будет использовать фирма

При этом нужно учитывать, что обычные планы развития фирмы ставят целью закрепиться на рынке, а затем увеличить долю. Потом, когда компания хочет расти и стать лидером, она начинает перерастать и ломать свою структуру, делать кадровые чистки, брать новых людей. Перекраивая существующие порядки под нового лидера или команду специалистов, можно сделать ошибки, но не получить результат.
Возможно, это все равно, что пытаться из человека, которого готовили  на водителя автобуса, пытаться сделать директора автобазы. Можно, но сложно. Плюс сопротивление устоявшейся среды.
Кроме того, заранее предопределенное лидерство в отрасли предусматривает совсем другой подход к формированию «портфеля технологий», которые будет использовать фирма.
Так, если компания борется просто за место на рынке, ей следует смотреть на конкурентов, а если она готовится стать лидером, ей стазу же нужно обращать серьезное внимание на отрасли-конкуренты, и в своих товарах заранее развивать отличия и преимущества перед ними. В этом случаи любые удары конкурентов по отрасли будут выбивать из колеи ближайших соперников-одногруппников и укреплять позиции структуры, заранее начавшей бороться с продуктами-заменителями.
В свою очередь, совсем другой подход должен применять будущий лидер отрасли в работе с научными кругами и центрами. Ведь разумная адаптация уже существующих самых передовых технологий должна происходить идеально сама собой. Но это могут сделать и конкуренты. Поэтому должно существовать неоспоримое конкурентное преимущество, которое позволит стать хозяином отрасли. И примеры прорывов за счет научных разработок хорошо известны. Часто они выражаются в создании собственной системы информации и оценки событий, более достоверных, чем существующие.
Например, у ведущих мировых нефтекомпаний есть своя собственная спутниковая система обмена научной, управленческой и технической информацией, отлично работающая во всех уголках земли, что позволяет внедрять научные новшества одновременно на всех континентах.
Финансовые фонды известного миллиардера Джорджа Сороса, как мы знаем из его книг, стали гигантами благодаря собственной научной разработке — оригинальной трактовке теории рефлексивности относительно поведения финансовых рынков. Она позволила прогнозировать и провоцировать рост и спад курса акций значительно лучше, чем аналитические системы конкурентов.
О вложении денег японскими корпорациями и госбюджетом США в научные исследования и говорить не приходится — они огромны и общеизвестны. И эти инвестиции являются основой мировой мощи десятков корпораций этих стран.
Одновременно, предприятия являются техническими спонсорами вузов и научных центров, что серьезно решает кадровых вопрос. И это притом, что, казалось бы, рынок труда в развитых странах насыщен.
Эволюционное развитие структуры и их «реформа на ходу» тоже возможны и широко применяются. Только о том, что многие компании и отрасли страдают от таких преобразований, сегодня говорить излишне.
Кроме того, наличие стратегии фирмы-лидера отрасли, изначально позволит направить всплески доходности для реализации новых направлений. А не на закрытие увеличивающихся кризисных дыр в процессе работы.
Одновременно, расчет оптимальной схемы функционирования нескольких промежуточных моделей будущего доминирующего игрока отрасли позволит избежать лишних потерь. Ведь достигая того или иного уровня оборота, никто никому не будет месяцами доказывать, что нужно взять новых людей или увеличить затраты в нужном направлении — эти вещи уже будут предопределены.
Таким образом, размышления над причинами возникновения кризисов очень быстро привносят понимание того, что корни большинства из них лежат с области представлений. В первую очередь, представлений руководителей о том, что и как они делают. Ведь в конкурирующих компаниях автомобили и станки потребляют не критично разное количество бензина и электричества, однако, финансовые итоги часто отличаются во много раз.
Следовательно, не остается ничего другого как следовать примеру врачей, которые даже если уверены в диагнозе, все равно применяют несколько способов диагностики перед тем, как действовать.
То же и с кризисом. Невнятные и слабые подозрения лучше изучить с применением всех перечисленных подходов, а не успокаивать нервы привычным наркотиком — сносными финансовыми показателями.    


К содержанию



Как погубить творческий подход

Офис стратегического управления

Преимущества и проблемы

Какой бывает кризис

Билатеральная модель организации компании

Продуктивность зон безопасности

Психологические тесты на службе у работодателей

Организация нового типа

Московская методологическая школа

Новый год: выбрасываем директора из окна?

В поисках невидимки

Теория четырех ресурсов

В поисках справедливой глобализации

Обзор страновых рисков

Незыблемая система мировой торговли бросает вызов лжепророкам

Рынки развивающихся стран сильны. Пока что

Возрождение национализма,

Мудрость или старческое слабоумие?

Король Google будет править миром

Утечка информации из Google: прогнозируется резкое падение темпов роста выручки

Капризы погоды

Границы, закрытые для бизнеса

После потопа

Япония возвращается из небытия

Япония застыла в индустриальной стадии

Китайские потребители

Странные участки

Волна слияний в Европе

Успешное слияние: как преодолеть культурные различия

Как инвестировать на рынке искусства

Путь к развитию

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления