#3, апрель 2006 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#3, апрель 2006 года

В поисках невидимки

Экономическая наука вновь открывает для себя предпринимателя

The Economist

У французов, по словам Джорджа Буша, нет слова, описывающего их, в экономической теории им уделяется удивительно мало внимания, да и вообще загадка, зачем кто-то хочет стать одним из них. Предприниматели — это опора капитализма, это люди, готовые идти на риск. Однако в работах по экономической теории им уделено всего несколько строчек, если вообще о них что-то говорится.
Если перевести это словно буквально, предприниматель — это человек, который «берет на себя ответственность за выполнения чего-либо», человек с активной жизненной позицией. Для того чтобы начать собственный бизнес, нужна смекалка, а для того, чтобы преуспеть в нем, надо уметь находить нишу на рынке. Для этого, в свою очередь, отмечает Израиль Кирзнер из Университета Нью-Йорка, нужна расторопность. Однако здесь не всегда требуется какая-то особая оригинальность или изобретательность. Новорожденная фирма может быть всего лишь клоном фирмы, находящейся в другом городе.

 

 

Новорожденная фирма может быть всего лишь клоном фирмы, находящейся в другом городе

Гораздо больший интерес вызывают предприниматели, занимающиеся новациями, те, которые вводят в оборот нечто новое. К сожалению, подобным персоналиям практически нет места в теории компаний и рынков. Напротив, в микроэкономике почетное место отводится ценам. Руководствуясь размером заработных плат и процентных ставок, которые им следует платить, бизнесмены выбирают различные производственные методы (трудоемкие, когда рабочая сила дешева и капиталоемкие, когда трудовые ресурсы редки), однако они не изобретают новые и не революционизируют старые. Исходя из цены, которую должны принести произведенные товары, они решают увеличить или уменьшить количество выпускаемой продукции. Однако они не изобретают новые виды продукции, о которых ранее никто и подумать не мог.
Уильям Бомол, преподающий и в Принстоне, и в Университете Нью-Йорка, потратил годы на то, чтобы расширить аспекты предпринимательства и инновации в экономической теории. Во время ежегодного собрания членов Американской экономической ассоциации три специальных заседания были проведены от его имени. В своих работах Бомол отдает должное открытиям Джозефа Шумпетера, для которого установившийся баланс и плавная корректировка в микроэкономике представляли незначительный интерес.
Шумпетер стремился сместить ценовой механизм с «доминирующей позиции», занимаемой им в «священных пределах теории». В реальном мире, говорил он, наиболее мощным оружием в конкурентной борьбе являются не низкие цены, а новые товары и приемы. Это оружие — гораздо опаснее, и нацелено оно «не на рентабельность существующих фирм, а на их основы, на само их существование».
Если инновации угрожают компаниям устареванием и исчезновением, в этой сфере они не могут отдаться воле случая. Вместо того чтобы ожидать вспышек озарения, они создают департаменты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и ежегодно выделяют бюджет на разработки новых продуктов и процессов. Таким образом, изобретение становится рутинным процессом.
Для экономистов это «приручение дикого кота» в лице предпринимательства — хорошая новость. Как только исследования и новации сводятся к регулярным отчислениям, и начинают давать стабильный результат, они лучше вписываются в аналитические методы, применяемые экономистами. «Нам гораздо проще проанализировать такую привычную, регулярную и предсказуемую деятельность, чем такие неожиданные и непредсказуемые открытия вроде «Эврика! Я нашел!» — пишет Баумол. НИОКР может моделироваться, как и любое другое инвестиционное решение, отличным может быть только масштаб в зависимости от того, идет ли речь о строительстве завода или рекламной кампании.
МЕЖДУ БЛЕСКОМ
И НИЩЕТОЙ
Большинство инноваций — это просто существенные улучшения чего-то, что уже существует: чуть усовершенствованная мышеловка, как говорит, Бомол. И лишь немногие из них представляют собой революционный прорыв, такие, как изобретение лампы накаливания, открытие переменного электротока или изобретение реактивного двигателя. Все из вышеперечисленных изобретений, говорит Фредерик Шредер, заслуженный профессор Гарвардского университета в отставке, не стали продуктом регламентированных НИОКР известных корпораций, а были сделаны никому не ведомыми компаниями-новичками. Бомол отваживается заявлять, что большинство революционных прорывов возникают именно таким образом — это продукт свободы ума, а не деятельности компаний, имеющих прочные позиции на рынке. Он приводит два объяснения этого феномена. Первое: радикальные инновации — это единственное, что могут осуществить предприниматели-одиночки. Второе: только они и стремятся это сделать.

 

 

 

«Печать безумия» — это, вероятно, одно из важнейших качеств, свидетельствующих
о пригодности к этой работе

Первое объяснение кажется парадоксальным. Революционные прорывы по определению труднодостижимы. И уж конечно, разве они по средствам независимому предпринимателю? Однако, отмечает  Бомол, строительство «Китти Хок» было гораздо более дешевым и менее сложным предприятием, чем модернизация Boeing-737 в Boeing-747. Действительно новые идеи зачастую захватывающе просты. Они становятся все более утонченными с наслоением пласта улучшений и модификаций. Если вы находите дерево первым, вам и достается яблоко, висящее ниже всего.
Второе объяснение имеет более интуитивную природу. Революция — рискованное предприятие. Согласно исследованию Томаса Астебро из Университета Торонто, проведенному в 2003 году, из 1091 изобретения, сделанного в Канаде, только 75 достигли рынка. Шесть из них дали прибыль, однако остальные 45 принесли убытки. Рациональный менеджер никогда не пойдет на что-то, что принесет успех с такой незначительной вероятностью. Однако предприниматель находится во власти своих мечтаний и демонов. По мнению Бомола, «печать безумия» — это, вероятно, одно из важнейших качеств, свидетельствующих о пригодности к этой работе.
Конечно, по поводу безумия экономистам сказать особо нечего. Однако они могут просчитать его экономические последствия. Если деньги — это не все для независимого изобретателя, вполне вероятно, его работа будет дешевой. И действительно, с точки зрения затрат он окажется самым дешевым поставщиком такого рискового, требующего кропотливых исследований продукта как революционное, изобретение. Крупные фирмы могут преследовать амбициозные цели, однако поскольку они нанимают для этой поистине «донкихотской» деятельности профессионалов, а не аматоров, им придется платить деньгами, а не признанием.
Благодаря кропотливой работе Бомола теперь экономисты отводят предпринимателям чуть больше места в своих теориях. Но то, почему вообще кто-то решал стать одним из них, так и остается загадкой.           


К содержанию



Как погубить творческий подход

Офис стратегического управления

Преимущества и проблемы

Какой бывает кризис

Билатеральная модель организации компании

Продуктивность зон безопасности

Психологические тесты на службе у работодателей

Организация нового типа

Московская методологическая школа

Новый год: выбрасываем директора из окна?

В поисках невидимки

Теория четырех ресурсов

В поисках справедливой глобализации

Обзор страновых рисков

Незыблемая система мировой торговли бросает вызов лжепророкам

Рынки развивающихся стран сильны. Пока что

Возрождение национализма,

Мудрость или старческое слабоумие?

Король Google будет править миром

Утечка информации из Google: прогнозируется резкое падение темпов роста выручки

Капризы погоды

Границы, закрытые для бизнеса

После потопа

Япония возвращается из небытия

Япония застыла в индустриальной стадии

Китайские потребители

Странные участки

Волна слияний в Европе

Успешное слияние: как преодолеть культурные различия

Как инвестировать на рынке искусства

Путь к развитию

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления