#3, апрель 2006 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#3, апрель 2006 года

Незыблемая система мировой торговли бросает вызов лжепророкам

В последнее время возникает все больше и больше сомнений относительно устойчивости международной торговли, хотя когда-то считалось, что она будет вечной

Алан БИТТИ, Financial Times

Мы все чаще и чаще слышим мрачные пророчества о том, что процесс глобализации может не только остановиться, но и пойти в обратном направлении.
Сможет ли экономическая интеграция пережить новые потрясения, принимая во внимание серьезные травмы, нанесенные ей в недавнем прошлом?
Если в 1990-х годах глобализация процветала, то в начале нового столетия ее ждала полоса неудач. Вслед за рецессией 2001 года в Америке произошли события 11 сентября, после которых страна оказалась за колючей проволокой усиленных мер безопасности. Через две недели после терактов, главный экономист компании Morgan Stanley Стивен Роуч написал в газете Financial Times следующее: «Терроризм подбрасывает песок в шестерни международной кооперации и в результате угрожает расширяющемуся свободному миру глобализации».
Новый удар по стабильности нанесли конфликт в Ираке, террористические бомбежки в Бали, Мадриде и Лондоне, распространение атипичной пневмонии, а затем и птичьего гриппа, а также тройное удорожание нефти. Война, чума, страх и лишения — как однажды выразился экономист из Lehman Brothers Дрю Матус: «Кажется, наступают времена Апокалипсиса».

 

 

 

 

Паникеры-аналитики утверждают, что рост цен на топливо может стать серьезным препятствием на пути развития международной торговли

Экономический климат остается неблагоприятным. По обе стороны Атлантики темные силы протекционизма поднимают голову. Растет сопротивление продаже национальных компаний зарубежным инвесторам. С учетом глобальных макроэкономических потрясений, например, падения доллара и цен на активы, погружающих США в пучину экономического кризиса, это движение может перерасти в полномасштабный протекционизм. Мир не может позволить себе потерять «последнее средство». Но на данный момент настойчивость экономической интеграции, в частности, в сфере международной торговли товарами и услугами, превзошла все ожидания.
Опасения, что события 11 сентября могут стать причиной остановки торговых операций, высказывались не только играющими на понижение экономистами с Уолл-Стрит, но также и компаниями-перевозчиками. 60% всех товаров (в денежном выражении) перевозятся по морю, причем 90% — в стандартных контейнерах. Реймонд Магуайер, эксперт по транспортировке из инвестиционного банка UBS, говорит: «После событий 11 сентября транспортные компании поверили в наступление Армагеддона и предлагали бросовые тарифы только, чтобы заполнить трюмы». Стоимость тихоокеанского фрахта в грузовых контейнерах снизилась на 15% в 2001 году и еще на 12% — в 2002-м.
Ситуация еще больше усугубилась из-за слухов о возможных налогах на безопасность транспорта. Американское правительство обратилось к частным компаниям и иностранным портам с требованием проверять контейнеры на предмет наличия бомб и другого оружия массового поражения, ввиду чего доставка грузов осуществлялась с опозданием. Тем не менее, некоторые американские законодатели считают, что уровень безопасности все еще остается низким и нуждается в усилении.
Невзирая на оценки рисков, совершенно очевидно, что опасения по поводу затрат на дополнительную безопасность не оправдались. Как показала проверка, проведенная Мировым банком, ведущие грузоперевозчики не испытывают особых затруднений. По словам Симеона Дьянкова, ведущего экономиста из отдела частного сектора МБ, теперь, после необходимых корректировок, задержки в графиках доставок товаров крупным торговым партнерам составляют максимум полдня. Экономист считает, что для европейских экспортеров в США стоимость дополнительных мер безопасности составляет 15 евро на стандартный контейнер — этой суммой вполне можно пренебречь, учитывая стоимость товара внутри него — 60 тыс. евро.

 

 

 

Перевозчики обычно перекладывают
на плечи клиентов 50—75% растущих котировок

Крайние меры безопасности были компенсированы последующим бумом в бизнесе, который сблизил торговых партнеров. С 2002 года темпы роста спроса на доставку груза в контейнерах превышают 10% в год по сравнению с 8% на протяжении последних тридцати лет. После падения до 0,1% в 2001 году, темпы роста объемов глобальной торговли товарами и услугами снова вернулись к обычным 7% и выше. Согласитесь, это трудно назвать картиной парализованного страхом террора мира.
Со временем в торговле также возоб-новилась привычная тенденция к экономическому росту, что зачастую происходит благодаря повышению транспортной эффективности и явной склонности потребителя тратить растущие доходы на импортные товары. Мировая экономика оказалась гибкой и устойчивой. Глобализация продолжает победное шествие по земному шару.
Существуют две тенденции, способствующие оживлению торговли. На рынке услуг результатом быстрого распространения цифровых систем стал расцвет оффшоринга и растущее количество более сложных и прибыльных сделок с зарубежными подрядчиками. На рынке товаров, благодаря комплексной логистике и аутсорсингу, возникла возможность удлинить цепи поставок, зачастую в направлении Китая.
Если оглянуться назад, то в сфере торговли наиболее важным событием 2001 года стали не теракты 11 сентября, а вступление Китая в ВТО два месяца спустя. В течение всего трех лет экспорт этой страны увеличился вдвое. В настоящее время Пекин является третьим по величине мировым экспортером.
Некоторые экспортируемые из Китая товары просто заменили аналоги из других регионов, например, восточной Азии, вытеснив их из существующих цепей поставок. Однако темпы роста совокупного объема воздушного и морского фрахта в США в 2002—2004 годах намного превышали показатели предыдущего десятилетия. Это явное свидетельство того, что Китай не просто перенаправил потоки, а именно увеличил объемы торговли. Американские и европейские квоты на китайский текстиль, а сейчас и антидемпинговые пошлины на обувь не стали помехой. В какой-то момент объем экспорта из Китая может снизиться из-за экономического роста, но тут придет на помощь рост объемов отечественного потребления.

 

 

 

 

Объемы международной торговли куриным мясом, обычно составляющие
6,2 млн. тонн,
в этом году снизятся приблизительно
на 500 тыс. тонн

До настоящего момента интегрирующие силы довольно легко преодолевали сопротивление. Птичий грипп и постоянный рост цен на нефть представляют собой более серьезные проблемы.
Паникеры-аналитики утверждают, что рост цен на топливо может стать серьезным препятствием на пути развития международной торговли. Экономист из инвестиционного банка CIBC Джеффри Рубин предлагает вспомнить нефтяные кризисы 1973-го и 1979 годов. Согласно его расчетам, с 1960-го по 1973-й благодаря снижению тарифов доля экспорта в мировой экономике выросла более чем в два раза. Но в период с 1974-го по 1986-й, несмотря на дальнейшее снижение барьеров, показатели доли экспорта замерли на низкой отметке. Рубин считает, что причиной стал рост цен на нефть, и как следствие — увеличение транспортных тарифов.
Хотя текущие котировки сырья с поправкой на инфляцию не превышают цен 1980 года, Рубин считает, что стоимость в 60 долл./барр., что в два раза выше среднего внешнего тарифа США, представляет собой серьезное препятствие для торговли. Он ссылается на результаты исследования Мирового банка в более чем
100 странах, где двойной рост цен на перевозки стал причиной 45-процентного падения торгового оборота.
Маловероятно, что высокие цены на топливо изменят общую тенденцию удаления производства из богатого мира. Но они могут помочь развивающимся странам, которые находятся в относительной близости от своих экспортных рынков.
«Заводы, которые переехали в Китай, больше не вернутся в Онтарио или Огайо, однако, например, Мексика может получить второй шанс. Позади два с половиной года нефтяного кризиса — уже должно наблюдаться снижение торгового оборота», — считает Рубин.
Другие оспаривают важность затрат на транспортировку. Ведущий торговый экономист Алан Уинтерс считает, что замедление темпов роста объемов мировой торговли после 1973 года, скорее всего, было вызвано экономическим застоем в крупных странах и, частично, нефтяным кризисом. «Торговля все еще чувствительна к рецессиям. Я пока не вижу средств, способных сделать ее менее уязвимой в этом отношении», — говорит он.
Однако на данный момент, глобальная экономика уже пережила рост цен на нефть, и особого влияния на торговлю они не оказали. Правда, перевозчики обычно перекладывают на плечи клиентов 50—75% растущих котировок. Как утверждает директор отдела исследований консультативной фирмы Drewry Shipping Марк Пэйдж, перевозка 40-футового контейнера из Шанхая в Лос-Анджелес сейчас стоит около 2 тыс. долл. Треть этого тарифа составляет стоимость топлива. Также выросли цены на авиаперевозки. Многие авиалинии применяют автоматические наценки, в отношении которых власти США ведут международное расследование.
Но по мере роста цен на товары, доля транспортировки в части общей стоимости торговых операций падает, отчасти ограждая международную торговлю от удорожания топлива. Как утверждает  Мэгуайер из инвестбанка UBS, было время, когда стоимость доставки килограмма китайских товаров в США все время падала, поскольку усовершенствование средств транспорта делало перевозку все более дешевых товаров прибыльной. Однако в последнее время, особенно при авиаперевозках, средняя стоимость увеличилась. Китай сейчас экспортирует больше сложной электронной техники, в том числе видеоигр и электронных игрушек.
По оценкам UBS, стоимость килограмма китайской электроники, доставляемого в США авиатранспортом, увеличилась с 64 до 95 долл. в период с 2002—2004 годы, тогда как цена килограмма игрушек поднялась с 18 до 31 долл. По словам Пейджа, то же самое относится и к морским грузоперевозкам: «При доставке потребительских товаров на рынок США стоимость топлива — лишь малая часть от общей суммы». Тарифы фрахта на тихоокеанских маршрутах составляют 2 тыс. долл., что не имеет особого значения, если речь идет об обычном контейнере, в котором из Китая доставляется 15—30 тонн игрушек на сумму в 60 тыс. долл.
При авиаперевозках груз может оказаться заложником повышенного расхода топлива, превышающего расход при морском фрахте. Завышенные тарифы могут нанести ущерб торговцам скоропортящимися продуктами, например, поставщикам малины из Гватемалы или полупроводников, поставляемыми на конвейер по жесткому графику. Но, несмотря на опасения, высказываемые в начале 2005 года, некоторые из мировых лидеров грузоперевозок, в том числе Fedex и Air France были удивлены высоким спросом в конце года. Согласно данным Международной ассоциации авиационного транспорта, повышение эффективности увеличило безубыточный уровень цен нефти для авиалиний с 22 долл./барр. в 2003 году до 48 долл. в 2005-м.
И, наконец, еще один повод для тревоги — распространение птичьего гриппа H5N1. Если уровень смертности в результате заболевания в богатых странах возрастет, в частности, при инфицировании человека человеком, подобно атипичной пневмонии, он, без сомнения, нанесет серьезный урон туризму и торговле. Если же этого не произойдет, то, как показывает опыт, проблемы в глобализированной промышленности не означают проблемы для глобализации в целом.
Распространение куриного гриппа наносит ущерб владельцам птицефабрик. Французские производители страдают от запретов на экспорт и падения спроса отечественного потребителя. Бразильские фермеры, на долю которых приходится 35% экспортного рынка с оборотом в 7 млрд. долл. в год, отмечают падение спроса по мере накопления запасов замороженного мяса в Европе. Но аналитики из Rabobank, одного из крупнейших сельскохозяйственных банков в мире, утверждают, что в перспективе это серьезно не отразится на производстве куриного мяса и торговле продуктами питания в целом.
Специалист отрасли из Rabobank Нан-Дирк Малдер утверждает, что объемы международной торговли куриным мясом, обычно составляющие 6,2 млн. тонн, в этом году снизятся приблизительно на 500 тыс. тонн. Тем не менее, как показывает опыт Азии в 2002—2004 годах, падение объемов продаж в результате последствий птичьего гриппа — явление временное.
«Я полагаю, что ситуация в этом году будет развиваться аналогично азиатской. Доверие потребителей вернется через 6—12 месяцев, а потребление снова поднимется до прежнего уровня», — говорит Малдер.
Если это произойдет, эксперты уверены, что быстро глобализирующаяся и гибкая птицеводческая отрасль способна удовлетворить потребности растущего рынка. Консультант по птицеводству и свиноводству Ослер Десузарт утверждает: птицеводческий сектор в Бразилии, в частности ведущие игроки, например компания Seara Alimentos, большая часть акций которой принадлежит крупному поставщику пищевых продуктов США фирме Cargill, могут сохранить возможность наращивания темпов производства после возврата глобального спроса.
«Бразильские производители страдают от паники европейских потребителей, но они не уйдут с рынка и сохранят отношения с клиентами. Всеобщее вегетарианство нам не угрожает», — заявляет Десузарт.
Критики глобализации считают, что распространение птичьего гриппа — это еще один минус международной торговли. Но для сведения риска к минимуму не обязательно пользоваться услугами только местных поставщиков — нужно лишь более тщательно подходить к их отбору. Тем временем, производители не менее популярных говядины и свинины наблюдают рост спроса на свою продукцию в качестве заменителя курятины.
Причиной необоснованного пессимизма в торговле часто бывает плохое знание законов спроса и предложения. Например, хотя в 2003 году всемирный туризм и пострадал из-за атипичной пневмонии, он быстро восстановился и даже превзошел темпы роста глобальной экономики.
Международные потоки людей и капитала также можно легко перенаправить. Сокращение количества студенческих и рабочих виз в США после событий 2001 года уменьшило поток иностранных студентов, в частности, из Индии и Китая, знания которых являются двигателями прогресса в сфере информационных и биотехнологий. Однако потери Массачусетского технологического института стали приобретением для Лондонского института экономики. Многие из тех, кто не попал в США, отправились в более открытые страны, например, Великобританию и Австралию.
Даже разгоревшаяся в этом году в Америке полемика о покупке портовых терминалов в США арабской компанией Dubai Ports World, а также сопротивление некоторых стран-членов Европейского Союза международным слияниям, больше относятся к защите права собственности, чем к экономической деятельности. Ведь место жительства акционеров не имеет никакого отношения к процветанию международной коммерции. Благодаря вмешательству правительства Франции, право собственности на большую часть компании Danone осталось во Франции. Но не забывайте, что количество работников Danone за пределами Европы в два раза больше, чем во Франции.
Конечно, вероятность действительно крупного кризиса всегда существует. Масштабный террористический акт в американском порту, рост заболеваемости птичьим гриппом среди людей, особенно при инфицировании человека человеком, глубокий или длительный упадок в экономике — при таком раскладе кто угодно сможет убедить правительства разных стран, что пришло время ставить барьеры.
Рост международной торговли не является неизбежным или необратимым. Однако за последние годы стало ясно: игнорирование свободной торговли и способности глобальной экономики справляться с дестабилизирующими кризисами — это проигрышная стратегия.                                

 


К содержанию



Как погубить творческий подход

Офис стратегического управления

Преимущества и проблемы

Какой бывает кризис

Билатеральная модель организации компании

Продуктивность зон безопасности

Психологические тесты на службе у работодателей

Организация нового типа

Московская методологическая школа

Новый год: выбрасываем директора из окна?

В поисках невидимки

Теория четырех ресурсов

В поисках справедливой глобализации

Обзор страновых рисков

Незыблемая система мировой торговли бросает вызов лжепророкам

Рынки развивающихся стран сильны. Пока что

Возрождение национализма,

Мудрость или старческое слабоумие?

Король Google будет править миром

Утечка информации из Google: прогнозируется резкое падение темпов роста выручки

Капризы погоды

Границы, закрытые для бизнеса

После потопа

Япония возвращается из небытия

Япония застыла в индустриальной стадии

Китайские потребители

Странные участки

Волна слияний в Европе

Успешное слияние: как преодолеть культурные различия

Как инвестировать на рынке искусства

Путь к развитию

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления