#3, апрель 2006 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#3, апрель 2006 года

Возрождение национализма,

или Почему экономический национализм проигрывает глобализации

The Economist

«Слияние компаний либерализует владение акциями и создаст одну из крупнейших корпораций в мире. В моем представлении это должна быть крупная диверсифицированная энергетическая компания-гигант, занимающаяся не только газом, но и нефтью, и электричеством». Что-то подобное говорил премьер-министр Франции Доминик де Вильпен, когда объявил о слиянии двух крупных французских энергетических фирм Gaz de France и Suez. Однако на самом деле эти слова принадлежат Алексею Миллеру, президенту «Газпрома» России, рассказывающему о поглощении его структурой российской государственной нефтяной компании.
Действительно, налицо весьма малоприятное сходство между нынешними настроениями в странах Евросоюза и российской моделью капитализма под управлением государства. Такое впечатление, что правительство Франции лоббирует интересы своего галльского «Газпрома» — блестяще организованного и политически влиятельного гиганта. Во Франции, Италии и Люксембурге существуют перечни компаний, продажу которых зарубежным инвесторам государство не допускает. Правительство Испании никогда не позволит, чтобы ведущая энергетическая фирма стала собственностью какого-нибудь владельца из Германии. Существует множество подобных примеров.
Становится совершенно очевидным, что национальная принадлежность компании имеет немалое значение. Можно предположить, что иностранные компании будут выступать своего рода агентами правительств своих стран на чужой территории, хотя реальных подтверждений этому практически не существует. Таким образом, вполне допустимым представляется слияние двух французских или двух испанских энергетических компаний, однако категорически недопустимо поглощение тех же французских или испанских компаний немецкой структурой.
Трудно сказать, насколько это противоречит европейскому законодательству о едином рынке, зато, как отмечает ряд комиссаров, совершенно определенно идет вразрез с самим духом Европейского Союза. Как таковой Евросоюз является воплощением принципа, что в странах, разделяющих общий суверенитет, вопрос национальной принадлежности во многих областях, включая и общий рынок, не имеет принципиального значения. Даже если бы Евросоюз и вовсе не существовал в природе, в условиях глобализации капитала этот принцип был бы настолько же действенным. Однако ЕС абсолютно реален, и защита национальных стратегических компаний от партнеров в других странах Европы настолько же абсурдна, насколько абсурдным может быть присвоение компании, производящей йогурты, звания стратегической.
Однако позиция официальных сторон — это всего лишь один аспект данной ситуации, и то не самый важный. Сегодняшняя истерия по поводу международных слияний является зеркальным отражением того, что происходило 25 лет назад, когда в ответ на инициативу либеральных правительств о создании единого рынка с протестом выступили компании, опасавшиеся в этом случае возникновения дополнительной конкуренции. Теперь же, по словам главы Союза промышленных и предпринимательских конфедераций Европы (UNICE) Эрнеста-Антуана Сейлера, инициаторами такой либерализации являются как раз компании, а ее главными оппонентами — правительственные организации и профсоюзы.

 

 

Тенденция к все большей открытости рынка необратима,
и европейские «националисты»
не в состоянии существенно влиять на эту ситуацию, кроме как только ухудшить ее

Европа является свидетелем волны слияний, самой мощной после бума доткомов в 2000 году. В отличие от предыдущих подобных волн, нынешняя не признает никаких государственных границ. В 2005 году общая стоимость международных слияний достигла самого высокого уровня после 1999-2000 годов. В течение первых двух месяцев нынешнего года общая стоимость международных сделок впервые составила больше половины стоимости всех слияний в Европе. Конечно же, слияния могут быть разумными и совершенно бессмысленными, конкурентными и неконкурентными, но, по крайней мере, решения о слияниях являются экономическими и никак не политическими. Цели, которые преследуются в ходе таких операций, это, как правило, корпоративная реструктуризация в условиях единого рынка, а вовсе не культивация национального или всеевропейского производственного лидера.
Итак, можно признать, что в Европе существует такое явление как экономический национализм, однако это будет еще не вся правда. Вернее было бы сказать, что, подобно ситуации в России, происходит борьба двух сил: с одной стороны, протекционизм и экономический национализм, с другой — реструктуризация и глобализация бизнеса. Столкновение неизбежно. Сила защитных инстинктов растет: антиконкурентные действия Франции вынуждают другие страны принимать ответные меры, и круг грозит замкнуться. Однако в целом действия компаний, направленные на большую открытость рынка, кажутся более эффективными, чем защитные действия правительств.
Последнее отчасти объясняется тем, что действия правительств не имеют системного характера и потому не могут быть достаточно результативными. За исключением некоторых частностей (как, например, занятная попытка защитить европейских производителей обуви от конкуренции со стороны такого экономического «гиганта», как Вьетнам), Еврокомиссия продолжает оставаться настроенной либерально — пусть даже по той единственной причине, что реально она управляет как раз только единым рынком. Нетрудно было предположить, что «экономические националисты» — это не кто иные, как представители национального капитала. И даже с их стороны протекционизм лишь изредка находит свое проявление, поскольку, теоретически, правительства обязаны обеспечивать либерализацию рынка и вполне отдают себе отчет в том, что такой автаркический национализм заразен, потому допускают его исключительно в минимальных дозах — либо из соображений насущной политической целесообразности, либо с целью получить поддержку профсоюзов.
Действие же сил, подталкивающих компании к глобализации, напротив, является постоянным и всеобъемлющим. Последние несколько лет были достаточно трудными для европейских компаний, вынуждая их искать возможности реструктуризации баланса, снижения затрат на производство, уменьшения объема займов и повышения уровня доходов. Процентные ставки по-прежнему остаются низкими, что делает более привлекательными перспективы слияний, финансируемых за счет кредитования. Давление не уменьшается. Потребность в капитале и выходе на новые рынки заставляет компании искать способы интеграции с зарубежными партнерами быстрее, чем правительство успевает строить им преграды.
Другими словами, компании будут стараться использовать все возможные выгоды от единого рынка. Вопрос в том, способно ли государство им в этом препятствовать. Очень показательным является недавний пример Германии. Перед лицом значительного повышения зарплат, отсутствия гибкости в рабочем законодательстве и снижения конкуренции попытки правительства Германии провести реформы казались судорожными и неуверенными. Тогда немецкие компании провели реструктуризацию, нашли возможности снижения затрат на производство, реорганизовались и провели сокращение персонала. Конкурентоспособность удалось сохранить, однако ценой переложенной на компании ответственности за успешность реформ оказался высокий уровень безработицы. Отсюда следует такой вывод: тенденция к все большей открытости рынка необратима, и европейские «националисты» не в состоянии существенно влиять на эту ситуацию, кроме как только ухудшить ее.    


К содержанию



Как погубить творческий подход

Офис стратегического управления

Преимущества и проблемы

Какой бывает кризис

Билатеральная модель организации компании

Продуктивность зон безопасности

Психологические тесты на службе у работодателей

Организация нового типа

Московская методологическая школа

Новый год: выбрасываем директора из окна?

В поисках невидимки

Теория четырех ресурсов

В поисках справедливой глобализации

Обзор страновых рисков

Незыблемая система мировой торговли бросает вызов лжепророкам

Рынки развивающихся стран сильны. Пока что

Возрождение национализма,

Мудрость или старческое слабоумие?

Король Google будет править миром

Утечка информации из Google: прогнозируется резкое падение темпов роста выручки

Капризы погоды

Границы, закрытые для бизнеса

После потопа

Япония возвращается из небытия

Япония застыла в индустриальной стадии

Китайские потребители

Странные участки

Волна слияний в Европе

Успешное слияние: как преодолеть культурные различия

Как инвестировать на рынке искусства

Путь к развитию

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления