#3(14), март 2007 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#3(14), март 2007 года

Больше денег из общения

Дайте людям поговорить, и они будут лучше работать

Инна ПЛЮЩАЙ, аналитик, кандидат физико-математических наук

Полезно ли свободное общение сотрудников фирмы? Современный менеджмент дает однозначный ответ: налаженные внутренние связи являются одним из условий выживания компании в условиях быстро меняющейся среды и жесткой конкуренции.
Неформальный канал связи дополняет официальный, что повышает уровень обмена информацией. В то же время неформальное общение сотрудников не должно ограничиваться производственными и личными вопросами. Если подходить к работе фирмы с точки зрения индустриальной эпохи (рассматривать сотрудников как легко заменяемые стандартные винтики машины), то, безусловно, потеря рабочего времени на неформальное общение представляется исключительно негативным явлением.
В современном же информационном обществе стоимость фирмы все больше определяется именно интеллектуальным багажом сотрудников. Поэтому все чаще ключевым вопросом конкуренции становится создание комфортных условий работы для людей, что оправдывает затраты времени сотрудников на неформальное общение как внутри, так и вне компании. Все это имеет смысл по той причине, что, как свидетельствуют исследования психологов, работающие люди в процессе общения в 90% случаев переходят к обсуждению производственных тем.
В чем преимущества неформальных коммуникаций внутри фирмы и в среде профессиональных сообществ? Как минимум в быстроте обмена данными и возможности передавать нестандартные данные. Само название — неформальный обмен информацией — предполагает, что время не теряется на формализацию, а также на прохождение информации по инстанциям. Быстрая же передача важных данных или сообщений становится необходимым условием выживания фирмы.
Другое важное преимущество развитых неформальных связей внутри компании заключается в том, что внутренние процессы предприятия становятся более автономными, самоорганизующимися, упрощая работу топ-менеджеров. Кроме того, неформальные потоки информации, перетекающие между разными фирмами, могут оказывать важные мотивационные эффекты и помогать профессиональному росту сотрудников.

Одним
из проверенных временем методов стимулирования
и укрепления горизонтальных связей является проведение совещаний по обмену знаниями. Этот хорошо известный метод широко применяется
в бизнесе, политике, науке — ежегодно
во всем мире проводятся тысячи конференций

В каких рамках полезен неформальный обмен информацией? Современная управленческая наука говорит о необходимости открытого обмена информацией «всех со всеми». Несколько примеров. Неформальный обмен внутри отдела может значительно облегчить работу сотрудников — иногда для решения, казалось бы, неразрешимой проблемы достаточно одного слова совета от коллеги или непосредственного начальника. В то же самое время, обмен данными и опытом между разными отделами фирмы является залогом успеха и не всегда возможен по официальным каналам.
Необходимость быстрой неформальной обратной вертикальной связи подчеркивает даже представитель формализованной японской школы менеджмента — один из основателей Sony Акио Морита. Он старался устраивать неформальные личные встречи с работниками фирмы,  даже когда количество сотрудников фирмы Sony достигло 40 тыс. человек. Такое вертикальное взаимодействие, с одной стороны, дает возможность руководству держать руку на пульсе, с другой — обеспечивает предельный уровень лояльности сотрудников.
Как стимулировать эффективность неформального обмена информацией? Современный менеджмент дает множество рецептов, проверенных практикой во многих преуспевающих фирмах. Например, территориальное решение — так называемая политика открытого пространства. Многие фирмы как западной, так и восточной управленческих школ отказались от использования личных кабинетов — руководители и подчиненные работают все вместе в большом открытом помещении. Подобная политика открывает простор для творчества по оптимизации размещения персонала. Например, можно разместить сотрудников из разных отделов, работа которых пересекается, в одной комнате.
Все чаще высшим руководством фирмы применяется политика «открытых дверей» — топ-менеджер не отгораживается от сотрудников приемной и секретаршей, а дает возможность любому сотруднику напрямую обратиться к нему. При этом часто разрабатывается своя уникальная система сигналов или коммуникаций. Простейший пример — открытая дверь в кабинет начальника. Дверь закрывается только во время важных переговоров, когда топ-менеджера нельзя отвлекать.
Похожим же территориальным решением является создание условий для общения сотрудников фирмы во внерабочее время. Опять же, решений множество — от собственной столовой до бесплатного кинотеатра, который работает по вечерам в помещении компании.
Одним из проверенных временем методов стимулирования и укрепления горизонтальных связей является проведение совещаний по обмену знаниями. Этот хорошо известный метод широко применяется в бизнесе, политике, науке — ежегодно во всем мире проводятся тысячи конференций.
Но и в этот метод стимулирования обмена информацией можно привнести немного творчества, например, проводить совещание на нескольких уровнях — между руководителями, между ведущими специалистами и между молодыми сотрудниками. Безусловным результатом таких обсуждений будет как неформальный обмен опытом сотрудников всех уровней, так и формирование тесного сотрудничества внутри фирмы.
Ведь часто доходит до смешного — на совещаниях высокие руководители, мало ориентирующиеся в сути вопроса, о чем-то договариваются, а после этого разобщенные специалисты пытаются донести до персонала суть достигнутых соглашений.
В этом плане для формирования и стимулирования внутренних горизонтальных коммуникаций в компании очень полезной является работа временных рабочих групп для выполнения определенных проектов, объединяющих сотрудников из разных подразделений. Такая проектная работа позволяет ближе познакомиться, узнать цели и проблемы других отделов (иногда на такие заседания приглашают представителей клиентов), обменяться полезными идеями, появившимися в разных частях организации.
С другой стороны, возникает вопрос: почему те же цели не всегда можно достичь формальным, стандартным путем? Отличия состоят во времени оформления и прохождения сигнала «вверх» и «вниз», когда возможна потеря информации. Кроме того, непосредственные исполнители лучше знают возможности применения той или иной идеи на месте и целесообразность ее обсуждения.
С чего начать? Одной из самых простых и доступных форм налаживания неформального обмена информацией является, например, традиция ежедневного общего чаепития рабочей группы или отдела за круглым столом. Потери рабочего времени сотрудников на чай избежать не удастся в любом случае, а вот совместить ежедневный кофе с неформальным бытовым (для налаживания дружеских связей в команде) и производственным общением представляется достаточно полезным. Это же время можно использовать для информирования сотрудников о новых планах и успехах. Главное — не превратить такое собрание в скучный монолог начальства.
При формировании такой традиции целесообразно использовать специалиста по коммуникациям, который, переходя из отдела в отдел, мог бы проанализировать ситуацию с горизонтальными связями в фирме, просто проследив за распространением информации о каком-то новшестве.
Как наладить информационный обмен в фирме? Ключевым фактором является сложившаяся моральная обстановка в коллективе. Если в вашей фирме творчески работает дружная команда единомышленников, то, скорее всего, быстрый обмен данными уже работает на 100%. Если же этот коэффициент ниже, например, когда невооруженным глазом видно, что 50% людей недолюбливают друг друга, то, скорее всего, неформальное общение сводится к интригам и начинать надо с формирования адекватной атмосферы.
Во всех остальных случаях полезными будут специальные тренинги по коммуникациям для сотрудников всех уровней, а также участие специалиста по коммуникациям — как в работе временных проектных групп, так и при проведении внутренних и внешних мероприятий.
Поняв описанные закономерности и хотя бы частично внедрив их в своем коллективе, вы получите позитивный эффект. Ведь скорость оборота знаний и информации, как и скорость оборота денег, — это величины экономические и равнозначные.


К содержанию



Репутационные риски

Совместное творчество

Культура обходится дороже всего

Больше денег из общения

Конкуренция внутри госсектора

Бизнес в нанокосмосе

Действуй глобально, думай локально

Снова патриархат?

Доверьтесь интуитивным решениям

Алгоритмы с чердака

О возможности равенства

Улучшение облика

Хрупкая власть России

Альянс Китая и Америки — уже не фантастика

Почему не рухнул доллар?

Слабеющий доллар под давлением Китая

Опасная притягательность новых рынков

Торговый сектор России переманивает инвесторов у соседей

Наши директора подсиживают нас

Рынок с неиссякаемым спросом

Программы МВА открывают ускоренные курсы

Как не дать вашей бизнес-школе стать Брендом Х

Новый мировой порядок

Китайская политика «мягкой силы»

Неравенство на марше

Как будут учиться будущие ученые

Путин и прогресс

Каракас во мраке

Тщательный анализ Чавеса

Сумерки социологии

Веблен и дарвинизм

Быстрый Второй

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления