#3(14), март 2007 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#3(14), март 2007 года

Рынок с неиссякаемым спросом

Прошло уже больше десятилетия с тех пор, как на программах МВА последний раз царило такое оживление. В ту пору лучшие студенты сражались за места в лучших школах, а рекрутеры лезли из кожи вон, чтобы привлечь наиболее выдающихся выпускников

Делла БРЭДШОУ, Financial Times

Еще никогда с начала 1990-х годов увеличение количества заявлений на МВА не совпадало с готовым рынком рабочей силы для выпускников. В том смысле, что все университеты мира не могут удовлетворить спрос на МВАщиков — настолько высок он у потенциальных работодателей.
Руководители программ в крупнейших университетах считают, что это свидетельствует о растущем международном признании их деятельности. Заместитель декана программы МБА в Лондонской школе бизнеса Джулия Тайлер отмечает, что промышленные рекрутеры осознали настоящую ценность выпускников МВА череза несколько лет после событий в сентябре 2001 года, когда банки и консультанты по менеджменту никого не нанимали. Сейчас, в благодатные времена, эта идея уже прочно осела в головах рекрутеров и продолжает подпитывать рынок рабочей силы.
В США Роуз Мартинелли, заместитель декана по трудоустройству и приему студентов школы бизнеса при Университете Чикаго, заявляет, что абитуриенты также больше рассчитывают на долгосрочную ценность степени МВА в условиях краткосрочной «икоты», вызванной флуктуациями в экономике. «Наша степень обрела уверенность, ее признали потенциальные абитуриенты», — говорит она.
Данные по рейтингу программ МВА всего мира, собранные для газеты Financial Times, подкрепляют эту уверенность. После окончания программы зарплаты выпускников 2001, 2002 и 2003 годов (для подготовки рейтинга FT использовалась информация, предоставленная самими выпускниками через три года после окончания) уже были достаточно высокими и продолжают расти.
Согласно опросу выпускников 2002 года, рост зарплаты слегка замедлился у выпускников крупных школ, в частности, Гарварда, Стэнфорда, Лондонской школы бизнеса и Инседа, но в этом году все снова вернулось в привычную колею.
По данным, представленным самими выпускниками, средняя зарплата выпускников программ МВА десяти крупнейших университетов достигла 148,6 долл., а ее размер через три года вырос в среднем на 27%.
За всем этим внешним блеском могут таиться разительные контрасты. Между крупнейшими школами бизнеса и «середнячками», между школами в различных регионах мира и разными видами программ растет пропасть.
Увеличение количества заявлений может оказаться ничего не значащим фактом. Хотя по данным Совета по образованию для взрослых (GMAC), за последний год количество заявлений на поступление в две трети школ бизнеса увеличилось, но это свидетельствует только о росте количества заявлений, и никак не о росте количества заявителей. «Статистических данных, которые позволяли бы утверждать, что число абитуриентов растет, нет. Конкуренция за лучшие университеты становится более изощренной, поэтому соискатели подают документы одновременно в четыре или пять школ. В прошлом году было еще только три», — говорит Мартинелли.
С другой стороны, статистика GMAC может недооценивать реальный рост количества абитуриентов. Настоящий бум происходит в регионах, где выпускной тест для поступающих (GMAT), который считается равным вступительному экзамену в школу бизнеса в США и в большей части европейских стран, не признается или не требуется.
Согласно глобальной базе данных GMAC, с 1999 по 2006 год в США количество школ бизнеса выросло на 10%: с 846 до 927. Но эти цифры превзошла Индия, сейчас в этой стране школ бизнеса больше, чем в США. В период между 1999 и 2006 годами их количество увеличилось с 639 до 953. Рост также продолжается и в Китае.

Согласно глобальной базе данных GMAC,
с 1999 по 2006 год
в США количество школ бизнеса выросло на 10%:
с 846 до 927. Но эти цифры превзошла даже Индия, сейчас
в этой стране школ МВА больше, чем
в США

По мнению Дешо Хорвата, декана Школы бизнеса Скулича при Университете Канады Йорк, эта тенденция будет сохраняться еще на протяжении какого-то времени. «В ближайшие два десятилетия я не предвижу никого спада в спросе в Азии», — говорит он.
Однако, возможно, наиболее пугающим является рост количества программ МВА в Европе: в 1999 году их было 181, а в 2006-м — уже 558. Только в Германии сейчас действует 150 программ, при этом большинство из них совсем небольшие.
Так что пока лучшие школы отбирают себе талантливейших студентов, конкуренция между меньшими заведениями также увеличивается. «Возникло столько новых школ! Больше всего нас беспокоит критическая масса в программе. Я даже не знаю, к чему все это приведет. Рынок становится очень нестабильным», — говорит директор школы Эшридж в Великобритании Кай Питерс. Даже крупнейшие школы начеку. «Откуда придет конкуренция — никому не известно», — отмечает Тайлер из Лондонской школы бизнеса.
Сейчас уже ясно, что большинство новых программ обычно короче, чем двухгодичный золотой стандарт МВА, который преподают в США. Большинство «новичков» предлагают одногодичные программы. Ускоренные программы становятся все более привлекательными. В рейтинге FT в этом году программы пяти из крупнейших 15 школ короче стандартной 20—24 месячной. Например, в Инседе преподают по десятимесячной программе, а в Сейбсе, Шанхай, — по 18-месячной.
Школа Айви при Университете Западного Онтарио Канады перешла на одногодичную программу в мае 2006 года. «В результате, количество женщин-студентов увеличилось с 25 до 34%», — говорит декан Кэрол Стивенсон.
В студенческом составе произошли и другие перемены. «После введения новой программы продолжительностью один год, к нам стало поступать меньше студентов, которые учатся, чтобы не работать. Теперь к нам приходит больше тех, которые знают, чего хотят. Динамика студенческого состава стала совсем другой», — добавляет Стивенсон.
Еще одна перемена — разнообразие национального состава. Например, Instituto de Empresa в Мадриде в этом году принял студентов из Ирана, Ирака, Казахстана, Непала и Сьерра Леоне.
Вне всяких сомнений, полномасштабная программа МВА становится все более глобальным продуктом. Согласно GMAC, количество заявлений на поступление в заграничные школы бизнеса значительно повысилось. С каждым годом за границу все больше поступают и абитуриенты из США. «Американские студенты понимают, что перед ними открыт весь мир», — говорит Тайлер.
Хотя готовность ехать учиться за рубеж увеличивается, школы бизнеса столкнулись с жестокой реальностью того, какой должна быть настоящая международная школа бизнеса. Растущие издержки международно-признанного факультета плюс расходы на отделения за рубежом означают, что размеры сумм пожертвований становятся все более важными. Анализ крупнейших десяти школ в рейтинге 2007 FT показывает, что восемь из школ США из списка располагают пожертвованиями как минимум в 20 млн. долл. Например, Школа бизнеса Гарварда располагает более чем
2 млрд. долл., хотя Инсед имеет лишь 78 млн. евро, а Лондонская школа — 6,4 млн. фунтов.
Неудивительно, что в прошлом году в Инседе и ЛШБ на места деканов стали назначать бизнесменов, а не ученых.
По словам декана Инседа Фрэнка Брауна, увеличение пожертвований критически важно. «С моей точки зрения, мы пытаемся быть школой бизнеса для всего мира. То есть, речь идет о различных национальностях, профессиях и социоэкономических параметрах. Если Инсед захочет привлечь студентов, скажем, из Нигерии, конкурируя с американскими учебными заведениями, то школы США  предложат полную стипендию. Инсед не может себе этого позволить», — отмечает он.
В долгосрочном масштабе Браун планирует предлагать сто полных стипендий, и основать исследовательские центры по лидерству, корпоративной ответственности и стратегии голубого океана. Для этого, по его оценке, Инседу необходимо собрать от 75 до 100 млн. евро. Можно с полной уверенностью утверждать, что никто из американских деканов ему не позавидует.


К содержанию



Репутационные риски

Совместное творчество

Культура обходится дороже всего

Больше денег из общения

Конкуренция внутри госсектора

Бизнес в нанокосмосе

Действуй глобально, думай локально

Снова патриархат?

Доверьтесь интуитивным решениям

Алгоритмы с чердака

О возможности равенства

Улучшение облика

Хрупкая власть России

Альянс Китая и Америки — уже не фантастика

Почему не рухнул доллар?

Слабеющий доллар под давлением Китая

Опасная притягательность новых рынков

Торговый сектор России переманивает инвесторов у соседей

Наши директора подсиживают нас

Рынок с неиссякаемым спросом

Программы МВА открывают ускоренные курсы

Как не дать вашей бизнес-школе стать Брендом Х

Новый мировой порядок

Китайская политика «мягкой силы»

Неравенство на марше

Как будут учиться будущие ученые

Путин и прогресс

Каракас во мраке

Тщательный анализ Чавеса

Сумерки социологии

Веблен и дарвинизм

Быстрый Второй

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления