#3(14), март 2007 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#3(14), март 2007 года

Бизнес в нанокосмосе

Научная и технологическая революции, которые стали возможными благодаря открытиям в области нанотехнологии, были и остаются предметом постоянных дискуссий.

Раши ГЛЕЙЗЕР, Harvard Business Review

Нанотехнологии отличаются от других технологий мельчайшим размером необходимых материалов (менее 100 нанометров в ширину) и методом их эксплуатации. В процессе традиционного производства устройства с целевым назначением собираются из определенного сырья. В нанотехнологии, как в природе, объекты собираются атом за атомом, согласно проекту, в котором используется только необходимое: для каждого атома есть свое место и каждый атом находится на своем месте. Такой метод создания объектов (размеры которых сами по себе не обязательно микроскопичны) изменит будущее не только производства, но также дистрибуции, розничной торговли и экологии.
Так как на входе традиционного производства — крупные и бесформенные объекты, ему необходимы масштабы, а эффект экономии от масштаба делает заводы все более крупными и централизованными. Однако если производство станет «аддитивным» (сборка продукции на атомном уровне), а не «субтрактивным» (выделением ее из массы материала), заводы смогут стать достаточно малыми, чтобы вместить несколько миниатюрных машин и производственных схем и эксплуатироваться почти в любом месте. Себестоимость этих заводов должна стремиться к нулю, а производственные процессы не будут загрязнять окружающую среду или создавать отходы.
Эти разработки также бросают вызов общепринятому месту в экономике товаров длительного пользования — товаров, срок хранения которых не зависит от их применения. Сейчас большая часть экономической деятельности сводится к нахождению «постоянных» решений воображаемым проблемам. Например, пластмассовая крышка, которой закрывается стакан в ресторанах Starbucks только для того, чтобы клиент на ходу не выплеснул кипяток на себя, совершенно не нужна потребителю после того, как напиток охладится. Благодаря нанотехнологиям, многие товары проживут не намного дольше, чем необходимость, которая вызвала их к жизни.
С учетом постоянного стремления снизить затраты по всей товарно-сбытовой цепи, чего можно добиться, избавившись от некоторых ненужных звеньев, рынки в промышленности или «бизнес для бизнеса», скорее всего, первыми возьмут эти технологии на вооружение. Уже существуют так называемые синтезаторы, ассемблеры или автоматические изготовители, в которых применяются аддитивные нанотехнологии, с помощью которых изготавливаются протезы. В ближайшие несколько десятилетий мы сможем увидеть в быту упрощенных «потомков» этих приборов — так называемые персональные изготавливающие устройства или ПИУ, которые станут привычными бытовыми приборами.

Конкурентное преимущество будет заключаться в лишь знании своих потребителей
и проектировании электронных «схем производства»
и программного обеспечения

Возьмем такой сценарий: при подготовке к званому ужину супруги решают создать новый набор посуды. Они усаживаются к монитору семейного ПИУ (состоящего из клавиатуры, экрана монитора и производственной камеры, содержащей атомы, которые необходимо собрать вместе). Они загружают дизайнерскую программу, вводят инструкции и наблюдают, как атомы в камере собираются в тарелки и чашки. Поскольку количество атомов, используемых при производстве посуды, равно количеству атомов, входящих в них, все дорогостоящие этапы — добыча или сбор сырья, транспортировка, преобразование, удаление отходов, которые обычно предшествуют использованию или потреблению товара, — отсутствуют.
После того, как Адам Смит изложил основные характеристики рыночной экономики, считалось, что она основана на специализации:  отдельные производители производят одно, а потребители — все остальное. В так называемом нанокосмосе, напротив, потребители смогут стать монопольными производителями готовых изделий всех видов. Следовательно, они смогут постоянно оценивать целесообразность производства или покупки. Все мы знаем о децентрализации и воздействии персональных компьютеров и Интернета. Нанокосмос сделает людей самодостаточными и доведет эти эффекты до крайности, создавая экономику Робинзона Крузо.
Таким образом, нанотехнологии позволят забыть о таких источниках конкурентного преимущества, как мощное производство и физические активы (оборудование). Становится очевидным, что в таком случае большое количество компаний, предлагающих товары длительного или даже одноразового пользования, подвергаются риску, точно так же, как и все, кто занимается инвентаризацией, логистикой, гарантийным обслуживанием и ремонтом. Другими словами, способность конечных пользователей выполнять функции, ныне выполняемые другими экономическими агентами, приведет к исчезновению крупных сегментов товарно-сбытовой цепи.
Конкурентное преимущество будет заключаться в лишь знании своих потребителей и проектировании электронных «схем производства» и программного обеспечения. Мы также можем предсказать возникновение новой адаптивной организации, которая найдет свое место на полпути между традиционными организациями «производства-продажи», «командования-контроля» и более современными фирмами наподобие «восприятие-реагирование». Эта новая организация будет действовать как системный интегратор, сосредоточенный на «разработке меню», закупке и сборке компонентов и эффективной координации деятельности и взаимодействия знающего рынок разработчика, производителя ПИУ, оператора ПИУ и провайдера атомных «кирпичиков».  

Раши Глейзер — профессор маркетинга в Школе бизнеса хаас, Университета Калифорнии, Беркли и содиректор Центра маркетинга и технологии.

 


К содержанию



Репутационные риски

Совместное творчество

Культура обходится дороже всего

Больше денег из общения

Конкуренция внутри госсектора

Бизнес в нанокосмосе

Действуй глобально, думай локально

Снова патриархат?

Доверьтесь интуитивным решениям

Алгоритмы с чердака

О возможности равенства

Улучшение облика

Хрупкая власть России

Альянс Китая и Америки — уже не фантастика

Почему не рухнул доллар?

Слабеющий доллар под давлением Китая

Опасная притягательность новых рынков

Торговый сектор России переманивает инвесторов у соседей

Наши директора подсиживают нас

Рынок с неиссякаемым спросом

Программы МВА открывают ускоренные курсы

Как не дать вашей бизнес-школе стать Брендом Х

Новый мировой порядок

Китайская политика «мягкой силы»

Неравенство на марше

Как будут учиться будущие ученые

Путин и прогресс

Каракас во мраке

Тщательный анализ Чавеса

Сумерки социологии

Веблен и дарвинизм

Быстрый Второй

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления